М Эйзенштейн поставил себе интересную цель, снять фильм про Ивана Грозного и внести щепотку серой морали в его историю. Фильм должен был выйти в 3-х частях, но к сожалению финальная часть фильма так и не была снята по причине смерти Эйзенштейна. Так каким же получился образ Ивана 4 и царя в этом прекрасном фильме? Вообще стоит начать с того, что для Сергея Михайловича снимать фильм об исторической личности было не в новинку.
Православие в фильме С. М. Эйзенштейна “Иван Грозный”
Показ приурочен к летию со дня рождения мастера. Монументальная драма снималась в условиях эвакуации в Алма-Ате во время Великой Отечественной войны. Эйзенштейн и актер Николай Черкасов смогли мощно и правдиво изобразить противоречивую фигуру Ивана IV. Первая серия вышла на экраны в году и получила признание критиков, зрителей и зарубежных коллег, а позднее удостоилась Сталинской премии I степени. Особенно важно отметить, что многосложное кинопроизведение было создано в тяжелый для страны период.
Фильм сына последнего пожалованного дворянина Российской империи отец С. Эйзенштейна, известный в свое время рижский архитектор, добился титула в феврале недвусмысленно показывал, что можно судить земного царя с позиций Царя Небесного, и тем самым впервые в советском кино говорил о том, что есть Высший Суд. И именно религиозный контекст фильма был значим для самого режиссера. Согласно дневниковым записям Эйзенштейна, первая сцена, которая возникла в его воображении — сцена покаяния Ивана перед фреской Страшного суда в Успенском соборе. Важно, что в первом варианте текста Эйзенштейн в список этого бесконечного синодика убиенных вписал имена своих друзей, погибших в репрессиях 37—го годов. Так, например, Всеволод Большое Гнездо — это не тот русский князь, который жил за несколько веков до Ивана Грозного, а Всеволод Мейерхольд со своими многочисленными учениками, которые стали жертвами сталинских репрессий.
Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым о фильме "Иван Грозный"
Эйзенштейн и Н. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.